«В ПОИСКАХ ЭКСКЛЮЗИВА»

По материалам «Бизнес-Консультанта» № 1 (113), №2 (114)2010 г.

По оценкам  экспертов, лишь 75-80 рекрутинговых агентств из 844,работающих на московском рынке, действительно способны подбирать персонал в соответствии  с требованиями современного бизнеса. В Омске  по отношению к данному виду услуг тоже неоднозначно. Возможно, не все понимают работу рекрутеров, но необходимость прибегнуть к их услугам периодически возникает. Что сегодня происходит на рынке кадровых услуг и КАК компании, решившейся прибегнуть  к услугам рекрутингового агентства, правильно подойти к процессу отбора, рассказывают наши эксперты Наталья Андронова (директор КА «Кредо») и Елизавета Сорокина (Директор офиса «Анкор» в Омске).

Экономические трудности не могли не отразиться на рынке услуг по подбору персонала для предприятий. Рекрутинговые агентства (РА) должны помогать бизнесу развиваться, но если с бизнесом что-то не так, рынок труда реагирует сразу.

- Конечно, мы почувствовали в своем бизнесе изменения, связанные с финансово-экономическим кризисом: некоторые предприятия стали оптимизировать численность персонала, другие перестали говорить о региональной экспансии, - комментирует ситуацию Елизавета Сорокина (Директор офиса «Анкор» в Омске). - Если в начале 2008 г. в Омске было порядка 60 рекрутинговых агентств, сейчас активно действуют примерно 17.  Сократился и объем работы.  Запросов от работодателей  по сравнению с прошлым годом стало в три раза  меньше. Примерно в столько же раз выросло количество поступаемых резюме. Но новые рабочие места пока не создаются, а запросы в РА изменились - компаниям  стали   требоваться специалисты-универсалы, которые в состоянии потянуть  2-3 участка работ. 

В первую очередь покинули рынок «агентства одного клиента» - например те, кто обеспечивал кадрами строительные  компании.  Это один из уроков, который  получили рекрутеры - в агентстве должен быть широкий спектр клиентов. В противном случае есть вероятность попасть в зависимость от состояния экономики. Хотя сегодня на рынке есть место и узкоспециализированным агентствам: по подбору персонала и трудоустраивающими людей за рубежом. Городской отдел кадров занимается подбором  только рабочего персонала. В условиях кризиса эта организация перешла на другую систему оплаты, когда люди им платят деньги за трудоустройство. Хотя рекрутинговое агентство  подразумевает, что оплату производит заказчик.

Тем не менее на фоне сокращения персонала, безработицы количество структур, связанных с подбором кадров, растёт.  Правда, они не имеют ничего общего с рекрутингом. Подобные агентства (многочисленные сетевые  маркетинговые компании, финансовые пирамиды) собирают деньги с людей, обещая им найти работу. У рекрутёров возникает вопрос , почему власть не обращает на них внимание? Хотя в СМИ неоднократно были сюжеты, разоблачающие подобные, якобы кадровые структуры.

- Подобные структуры сбивают работу настоящих рекрутеров, - говорит Наталья Андронова, директор центра кадровых услуг «Кредо». - Работодатели в целях оптимизации затрат начинают работать с теми агентствами, которые берут плату за свои услуги с соискателей. В таком случае проще принять кадровика в штат, который бы занимался поиском специалистов.

Возможно, появление многочисленных структур во многом формирует мнение о неспособности рекрутинговых агентств подбирать персонал.

В таком случае, как выбрать рекрутинговое агентство? Во-первых,  ознакомиться с его историей: сколь лет находится на рынке, кто является клиентом. Во-вторых, обратить внимание, кому вы собираетесь доверить подбор сотрудников. Молодые девушки с в/о, но без житейского опыта слабо ориентируются в нюансах профессии -  только у сварщиков может быть 6 разрядов. Причины неправильного подбора персонала кроются, в первую очередь, в том, что менеджер не понимает профессии.

- Я бы посоветовала обращаться в те агентства по подбору персонала, где работают сотрудники старше 30 , - советует Наталья Ивановна. - Помимо образования, они имеют житейский опыт, знают потребности рынка: некоторые из них в прошлом работали на производстве. Менеджеру, который имеет техническое образование, легче оценить ИТ- персонал. Поэтому на рынке эффективно работают лишь 7-8  рекрутинговых агентств, которые имеют внутреннюю специализацию.

Эксперты в один голос утверждают: за аутсорсингом будущее. Следовательно, за рекрутингом тоже. Главное -  чтобы совпали интересы соискателя и работодателя. А для этого кандидат должен быть профессионалом, а работодатель -  достичь той ступени развития, когда именно рекрутинговое агентство сэкономит ему силы, время и средства в таком вопросе, как поиск персонала.